автомобильный транспорт
главная страница обратная связь карта сайта

Оплата труда и примирование водителей на автомобильном транспорте

   Самой распространенной должностью на предприятиях автомобильного транспорта является должность водителя. Заработная плата водителям может начисляться как сдельно, так и повременно. При выборе системы оплаты труда учитывается множество факторов, такие как вид перевозок, условия их выполнения.

   При перевозке пассажиров наиболее часто применяется повременная система оплаты труда водителям. Водителям, занятым на перевозках пассажиров кроме заработной платы выплачиваются предусмотренные законодательством надбавки и доплаты. Премирование данной категории водителей производится за индивидуальные результаты и за общие результаты работы.

   Оплата труда водителей такси достаточно часто устанавливается в определенной доле от выручки, полученной от выполненных заказов.

   При перевозке грузов применяется повременная и сдельная оплата труда. Повременная система оплаты труда применяется в большинстве случаях, когда нет возможности для точного учета производительности автомобиля в тоннах и в тонно-километрах. При повременной оплатой труда применяются часовые тарифные ставки, дифференцированные по маркам автомобилей в зависимости от грузоподъемности. Водители, труд которых оплачивается повременно, получают предусмотренные законодательством надбавки и доплаты.

   При сдельной системе оплаты труда водителей грузовых автомобилей заработная плата рассчитывается по сдельным расценкам, установленным за тонну, тонно-километр, ездку, пробег. В расценку входит оплата подготовительно-заключительного времени и за отработанное время.

   Водителям, занятым на перевозках грузов кроме заработной платы, начисленной как сдельно, так и повременно, выплачиваются предусмотренные законодательством надбавки и доплаты (за совмещение обязанностей грузчика, экспедитора, за классность и др.).

   Любая система премирования должна быть увязана с характером выполняемых перевозок, с уровнем технической вооруженности труда рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, с особенностями организации производства на рассматриваемом участке и с конкретными задачами предприятия.

   Следует отметить, что премия как материальный стимул входит в компетенцию управления предприятием, причем права предприятия в области премирования довольно широки. Премию можно назвать одним из самых гибких и мощных стимулов к труду, однако применяется этот стимул не всегда эффективно.

   Существуют следующие правила разработки и реализации системы премирования.

• Показатели премирования выбирают из числа показателей, понятных работникам, и подбирают таким образом, чтобы выполнение их находилось в прямой зависимости от результатов индивидуальной (коллективной) деятельности работника (премируемой группы работников).

• Количество показателей премирования не должно быть более трех. В противном случае снижается ответственность работников за выполнение каждого из показателей и уменьшается эффективность системы премирования в целом.


• Большое значение имеет определение размера премии, точнее, определение рационального соотношения тарифной (сдельной) и премиальной частей заработной платы. Слишком малень¬кая премия не может рассматриваться как значимый стимул эффективного труда. В то же время, необоснованное увеличение размера премии не обеспечивает соответствующего улучшения стимулируемых показателей, ухудшая одновременно соотношение между ростом производительности труда и ростом заработной платы.

• Следует правильно установить срок выплаты премии. Чрезмерное отдаление срока выплаты премий от периода, за который она начислена, сводит к нулю стимулирующее действие премии. Идеальным считается вариант, когда выплата премии следует непосредственно за возникновением результата, предусмотренного в положении о премировании.


• Положение по оплате труда должно корректироваться (как в части перечня показателей премирования, так и в части размеров премиальных выплат) при изменении степени актуальности задач, стоящих перед предприятием. Корректировка должна производиться не реже одного раза в год.

• Внедрению системы оплаты труда (и в частности положения о премировании) должен предшествовать расчет экономической эффективности премиальных выплат. Этот расчет позволит выбрать из нескольких возможных вариантов лучший, обеспечивающий наиболее высокий коэффициент эффективности затрат на премирование.

   Если на предприятии водителя привлекают к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, то оплата труда осуществляется как ремонтному рабочему по часовым ставкам.